Добавляли в давление на курс рубля в прошлом году и необычный спрос населения, небольших компаний на валюту.
"Острота ситуации на валютном рынке в прошлом году была связана не только с поведением экспортеров, которые очевидным образом придерживали валютную выручку, ожидая, что будет ослабление курса, но также и с повышенным спросом на валюту и предприятий, и населения, которые тоже исходили из соображений ожидаемого ослабления курса. То есть, с одной стороны, меньше предложение, с другой стороны, больше спрос", - пояснила Набиуллина в интервью "Интерфаксу".
"Сейчас поведение экспортеров, на мой взгляд, кардинально изменилось, и гарантии не в том, что есть какие-то договоренности с ними, - считает она. - Курс рубля теперь формируется под влиянием рыночных факторов, эти факторы могут сыграть и в одну и в другую сторону, и совершенно невозможно ждать движение курса только в одну сторону. Соответственно у экспортеров нет ожиданий, которые заставляли бы их придерживать валютную выручку, как были в прошлом году ожидания движения рубля только вниз".
ЦБ не планирует вводить обязательную продажу экспортной выручки, поскольку рыночные факторы выполняют эту роль.
"Мы в течение года проводили статистический мониторинг, как экспортеры продают валютную выручку. По нашей оценке, в разные периоды доля продаж валютной выручки на рынке составляла 60-70%, - отметила глава ЦБ. - Это означает, что рыночные факторы толкают экспортеров свободно продавать валютную выручку на рынке, и ни к чему вводить обязательную продажу, когда срабатывают экономические стимулы. И сейчас никаких проблем с поведением экспортеров нет".
Валюты в стране в достатке, "но мы оставили наше валютное рефинансирование, я уже об этом не раз говорила, исключительно для психологического комфорта рынка", заявила глава ЦБ. "Мы видим, что спрос снижается, и на последнем годовом валютном аукционе РЕПО объем был выбран не полностью. Но поскольку экономика переживает период адаптации, валютное рефинансирование – это такой страховочный механизм, который мы пока сохраняем", - пояснила Набиуллина.
ЦБ не намерен скупать доллары или поддерживать рубль.
Эльвира Набиуллина считает, что Банку России не имеет смысла вмешиваться в курсообразование ради заданного курса рубля в бюджете.
"Вы упомянули так называемую бюджетную теорию курса – якобы существуют магические цифры, при какой цене на нефть каким должен быть курс рубля, чтобы бюджет ничего не потерял. И эта теория некоторое время была таким квазиякорем для некоторых участников рынка и инвесторов. Уже давно это "правило" не работает, но к нему все еще возвращаются, - считает Набиуллина. - Я думаю, что пройдет какое-то время и будет понятно, что этого правила не было и нет".
Также ЦБ не намерен скупать доллары ради того, чтобы рубль излишне не укрепился.
Это касается предложений не дать возможности рублю излишне укрепиться, и тем самым помочь бюджету и предприятиям, которые выиграли на девальвации. "Мы пришли к плавающему курсу, он плавает и в ту и в другую сторону. Искусственно сдерживать ослабление курса невозможно, можно потратить золотовалютные резервы и прийти к тому же самому: все равно тренды вас победят, - отмечает глава ЦБ. - И тогда вы вынуждены будете резко изменить курс, но такие скачкообразные риски изменения курса для экономики гораздо хуже, чем свободное плавание курса, при котором экономика успевает приспосабливаться к более мелким изменениям".
"Попытка сдержать укрепление курса имеет не меньшие негативные последствия. К тому же, если посмотреть на опыт стран, которые это делали, то первое – в этих странах обязательно накапливаются финансовые пузыри, а второе – это ведет к излишней долларизации экономики. Представьте, например, бизнес знает, что политика Центрального банка позволяет курсу только слабеть и никогда - укрепляться, что он будет делать? Он будет перекладываться в доллары. В конечном счете, если курс оторвется от фундаментальных показателей, то через некоторое время он все равно к ним придет, но через кризисные явления. Поэтому, мне кажется, пытаться искусственно сдерживать курс и в ту и в другую сторону вредно", - заявила Набиуллина.
ЦБ готов и дальше покупать валюту на рынке для наращивания золотовалютных резервов до $500 млрд, но без временных рамок и если позволит рыночная ситуация.
"Мы исходили из того, что до этой суммы будем идти теми темпами, которые будет позволять рынок, не допуская искусственного влияния на курс и показатели инфляции. У нас даже нет какого-то точного временного ориентира", - отметила глава Банка России.